Астрономы сфотографировали поразительные структуры, создаваемые черной дырой

Используя радиотелескоп MeerKAT, астрономы получили впечатляющий снимок, показывающий сочетание невиданных ранее космических структур и раскрывающий неожиданные детали «жизни» огромной радиогалактики IC 4296. Полученные данные и выводы ученых приняты к публикации в журнале The Astrophysical Journal.

«Только уникальные возможности MeerKAT позволили обнаружить нити, ленты и кольца в этой ранее хорошо изученной галактике», – рассказывает Джим Кондон из Национальной радиоастрономической обсерватории (США), возглавлявший наблюдения.

Астрономы сфотографировали поразительные структуры, создаваемые черной дырой

Снимок гигантской эллиптической галактики IC 4296 и ее окружения в видимом свете с наложенными данными радиотелескопа MeerKAT. Credit: SARAO, SSS, S. Dagnello and W. Cotton (NRAO/AUI/NSF) / J. Condon et al.

В центре гигантской эллиптической галактики IC 4296, расположенной на расстоянии примерно 160 миллионов световых лет от Земли в направлении созвездия Гидра, находится вращающаяся черная дыра с массой в миллиард солнечных. Энергия, выделяемая веществом, падающим на гравитационного монстра, генерирует два направленных в противоположные стороны радиоджета.

Яркие тонкие струи изначально прямых джетов становятся нестабильными сразу за пределами галактики, где часть электронов ускользает, создавая несколько слабых радионитей, видимых на снимке ниже IC 4296. Между яркими струями и внешними лепестками есть гладкие «ленты», заполняющие «каналы», созданные в газе уже рассеявшимися джетами более раннего периода активности.

«Ленты в конечном итоге останавливаются межгалактическим газом, примерно в миллионе световых лет от центральной галактики IC 4296 и образуют «дымовые кольца», видимые на снимке в левом радиолуче. Очевидно, что результаты, подобные этому, изменят наше понимание внегалактических радиоисточников», – заключили авторы исследования.

Источник: in-space.ru