Астрономы подтвердили существование галактики без темной материи

Повторные наблюдения на космическом телескопе «Hubble» необычной галактики NGC 1052-DF2, практически лишенной темной материи, не только подтвердили ее необычную природу, но и углубили тайну ее образования и эволюции. Полученные данные представлены журнале The Astrophysical Journal Letters.

Астрономы подтвердили существование галактики без темной материи

Необычная галактика NGC 1052-DF2, практически лишенная темной материи. Credit: NASA, ESA, STScI, Zili Shen (Yale), Pieter van Dokkum (Yale), Shany Danieli (IAS)

Впервые с загадочной галактикой NGC 1052-DF2 астрономы столкнулись в 2018 году. Она физически больше Млечного Пути, но содержит в 200 раз меньше звезд и представляет собой не стройную спиральную структуру, а скорее напоминает гигантский космический ватный шарик, просматривающийся насквозь. Однако главной ее отличительной особенностью, как показали прошлые наблюдения, является практически полное отсутствие темной материи.

Общепринятая модель говорит о том, что галактики состоят из видимой материи – звезд и газа – и темной материи, причем на вторую приходится большая часть. И, поскольку открытие NGC 1052-DF2 бросило вызов традиционным представлениям, многие астрономы скептически отнеслись к выводам команды исследователей, впервые завивших об обнаружении необычной галактики.

Астрономы подтвердили существование галактики без темной материи

Художественное представление гало темной материи, окружающего Млечный Путь. Credit: L. Calcada/ESO

Чтобы перепроверить свой вывод, первооткрыватели повторно направили «Hubble» на NGC 1052-DF2, чтобы точнее определить расстояние до нее.

«Если бы галактика оказалась ближе к Земле, чем считалось ранее, то тайна отсутствия темной материи исчезла бы, так как процент видимой массы от общей стал бы значительно меньше. Мы нацелились на стареющие красные гиганты на окраинах NGC 1052-DF2, которые в ходе эволюции достигают одинаковой максимальной яркости. Используя полученные данные, нам удалось надежно и с большой точностью определить расстояние до галактики», – рассказывают авторы исследования.

Астрономы подтвердили существование галактики без темной материи

Красные гиганты в галактике NGC 1052-DF2, позволившие уточнить расстояние до нее. Credit: NASA, ESA, STScI, Zili Shen (Yale), Pieter van Dokkum (Yale), Shany Danieli (IAS)

В результате команда обнаружила, что NGC 1052-DF2 находится даже дальше, чем было первоначально измерено: 72 миллиона световых лет против 65. Это позволяет убедиться в том, что темная материя в ней действительно практически отсутствует. Теперь теоретикам предстоит выяснить, почему.

По обновленным данным призрачная галактика, похоже, не имеет заметной центральной области, спиральных рукавов или диска. Она содержит в 400 раз меньше темной материи, чем предсказывают модели. С учетом этого история формирования NGC 1052-DF2 остается полной загадкой.

Источник: in-space.ru