Фото: ФБА "Экономика сегодня"ФБА "Экономика сегодня"
У России неплохие перспективы на рынке программного обеспечения (ПО), отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» исполнительный директор Ассоциации разработчиков программных продуктов «Отечественный софт» Ренат Лашин.
Видео дня
Общая выручка компании Microsoft за первый квартал 2021 года выросла на 19% – до 41,7 млрд долларов, а чистая прибыль – до 15,5 млрд долларов. Это самый большой квартальный рост компании с 2018 года.
ПО для личных компьютеров (Windows, Surface и Xbox) составляет 31% от выручки Microsoft, данный объем эквивалентен 13 млрд долларов. 36%, или 15 млрд долларов, приходится на облачные вычисления, которые включают в себя серверные продукты и платформу Azure. 33%, или 13,6 млрд долларов, принесли продажи по категории производительности и бизнес-процессов.
Наибольший рост прибыли показали такие продукты, как Xbox, LinkedIn и главная мировая операционная система Windows, продолжающая доминировать как в американской экономике, так и в остальном мире, включая Россию.
Позиции Microsoft все еще сильны
«В мире тренд на Microsoft пока сохраняется. Windows остается самой распространенной операционной системой, но существуют данные Центра компетенций по импортозамещению: был проанализирован сайт госзакупок, по которым доля отечественного программного обеспечения пробила в России отметку в 50%. Зарубежное ПО дороже, его доля в финансовом выражении все еще больше, но количественный приоритет на рынке четко завоеван российским продуктом», – констатирует Лашин.
Программа «Цифровая экономика» предусматривает достижение к 2024 году доли российского ПО в закупках органов власти в 90%, а в компаниях с госучастием – в 70%, но статистика 2019 и 2020 годов показывает, что планы полностью не выполняются.
Разговор идет о значительных деньгах. В 2019 году госкорпорации и госкомпании приобрели российского ПО на 1,6 млрд, а зарубежного – на 2,4 млрд долларов. Госорганы – на 7,3 млрд рублей и 6 млрд рублей соответственно.
В 2020—2021 годах ситуация в данном раскладе может ухудшиться: произошла девальвация рубля примерно на 20%.
У российского ПО хорошие перспективы
«Microsoft не мог вырасти за счет РФ, так как его успехи являются следствием общемирового тренда. Что касается экспорта российских решений в сфере ПО, то он растет по 5-15% в зависимости от мировой ситуации», – заключает Лашин.
Прирост продаж российского ПО на мировом рынке происходит каждый год: конъюнктура косвенно влияет на данный процесс.
«Успешных операционных систем у нас немало: Astra, РЕД ОС, Rosa и Alt Linux. Мы способны нарастить экспорт ПО за рубеж, в РФ созданы огромные экосистемы поддержки, по умолчанию являющиеся линуксованными», – резюмирует Лашин.
Есть данные НП «Руссофт», свидетельствующие, что в первой половине 2020 года происходил рост экспорта компьютерных услуг российских компаний: он увеличился на 14% (до 2,4 млрд долларов) при суммарном снижении экспорта услуг из РФ на 21% (до 23,3 млрд долларов).
Перспективы здесь есть, российские программные решения пользуются спросом, но если взять базовую продукцию Microsoft – систему Windows, то мы можем ее потеснить только на рынке госуслуг и стран, которые имеют плохие отношения с США.
Отказаться от Microsoft будет непросто
Экономист Дмитрий Адамидов в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» отметил, что Microsoft удерживает позиции из-за того, что не лезет в политику, а к ее программному обеспечению на рынке успели привыкнуть.
«Альтернативы Microsoft есть, но переход на них проблематичен из-за сделанных капиталовложений. Слишком много в Microsoft вложено, слишком много на решениях американской компании работает серверов и пользователей», – констатирует Адамидов.
Возможности по отказу от Microsoft ограничены. Для этого компания должна себя неправильно повести или сделать недружественные шаги, как это произошло в случае с Twitter и Facebook, но в Microsoft от этого воздерживаются.
«Microsoft аккуратно себя ведет, никого не раздражает, из-за чего уходить с него никто не хочет. Компания, так же как и другие, собирает пользовательские данные, но открыто в политику не лезет», – заключает Адамидов.
Переход большого числа пользователей на новые системы – это гарантированные несколько лет проблем. Из-за этого отказ от Windows идет в РФ медленно, никто не хочет менять готовые работающие решения на сырые разработки.
«Заказчики стараются прибегать к таким решениям только в самом крайнем случае», – резюмирует Адамидов.
Из российского опыта необходимо вспомнить про процесс «Эльбрус», который является отечественной разработкой и производится на Тайвани небольшими тиражами. Его внедрение в народное хозяйство РФ ограничено отсутствием адаптированного ПО.
Второй проблемой является то, что технологии не отлажены, поэтому использование «Эльбруса» на первых этапах возможно только по принципу «дорого, долго, плохо». В таком случае придется пойти на жертвы и на многомиллионные инвестиции.
«Microsoft отлаживался долгое время. Если продавать «Эльбрус» сырым, то его никто не захочет покупать. Отработка таких технологий требует времени, постоянной поддержки и постоянных доработок».
Источник: rambler.ru