Новые штаммы бактерий для защиты и роста растений

Ученые БелГУ обнаружили штаммы бактерий, которые станут основой биопрепаратов для защиты и стимулирования роста растений

Исследователи подробно изучили штаммы микроорганизмов, обладающих антибактериальным и противогрибковым эффектами. Выяснилось, что они способствуют повышению биодоступности питательных веществ, тем самым стимулируя рост и разложение вредных ароматических соединений.

Руководитель Регионального микробиологического центра НИУ «БелГУ», доктор биологических наук, профессор Инна Соляникова объяснила, что почва, особенно ризосфера, богата микроорганизмами и большим разнообразием микробных сообществ. Количество микроорганизмов составляет несколько миллиардов клеток на грамм почвы, а биоразнообразие достигает сотен тысяч видов бактерий и архей.

Биологические препараты часто используются для защиты от патогенов, так как их применение безопасно для окружающей среды. Помимо снижения химической нагрузки на агроэкосистемы, такие вещества недорого стоят, могут чередоваться с химическими средствами и высоко эффективны. Применение биопрепаратов также положительно влияет на урожайность, качество продуктов, их пищевую и кормовую ценность.

«Мы смогли доказать, что некоторые из выделенных штаммов являются антагонистами грибковых и бактериальных фитопатогенов. Особого внимания заслуживает штамм P. chlororaphis 3, который характеризуется выраженной способностью контролировать рост фитопатогенов и сравним по эффективности с лучшими штаммами бактерий, используемых в современных биопрепаратах. Показательно то, что некоторые из выделенных штаммов обладают способностью разрушать вредные ароматические соединения» – сообщила Инна Соляникова.

Специалисты отметили, что выделенные штаммы представляют интерес для науки как высокоактивные агенты, контролирующие рост фитопатогенов растений. Например, один них, идентифицированный как Priestia aryabhattai на основе последовательности гена 16S рРНК, обладает необычной клеточной морфологией и особенным циклом развития, существенно отличающимися от других бактерий этого рода.

В перспективе ученые углубятся в изчение специфики штаммов и разработают препараты для защиты растений. Исследования выполнены в рамках НОЦ «Инновационные решения в АПК» при поддержке Института биохимии и физиологии микроорганизмов РАН.

Подробнее познакомиться с результатами можно по ссылке: https://www.mdpi.com/2076—2607/9/4/755