Использование модели супермаркетов сделает покупки безопаснее

Ученые из Сколтеха разработали модель оценки риска заражения вирусом при посещении супермаркета

Ученые из Сколтеха разработали модель оценки риска заражения вирусом при посещении супермаркета. Авторы опубликованной в журнале PLOS One модели считают, что она поможет сформулировать научно обоснованные правила безопасного поведения в магазинах в условиях пандемии.

Использование модели супермаркетов сделает покупки безопаснее

Воздействующие на отдельно взятого посетителя магазина социальные силы (слева) и участок модели супермаркета (справа)

 

В работе приняли участие вице-президент Сколтеха в области искусственного интеллекта и математического моделирования, профессор Максим Федоров и научная группа директора Центра Сколтеха по научным и инженерным вычислительным технологиям для задач с большими массивами данных (CDISE), профессора Николая Бриллиантова.

Представленная в исследовании модель включает несколько компонент. Так, взаимодействие передвигающихся покупателей друг с другом и с препятствиями описывается на основе модели социальных сил. Она известна тем, что реалистично воспроизводит формирование очередей и заторов в стесненных пространствах, например, поведение людей на лестницах и при эвакуации из здания. Подход основан на вычислении нескольких «сил» (см. иллюстрацию), каждая из которых соответствует склонности человека двигаться тем или иным образом — например, поддерживать комфортную скорость, приближаться к цели или избегать препятствий.

Кроме того, учитываются стратегия покупателей и пространственная организация торгового зала. Известно, что для разных общественных мест — маленьких магазинов, супермаркетов, кафе — характерны разные сценарии поведения посетителей. Опираясь на характерные именно для супермаркетов сценарии поведения, исследователи также рассматривают несколько вариантов планировки торгового зала. Они отличаются количеством «перекрестков» и шириной узких мест. Наконец, предложена модель передачи инфекции, основанная на процессах переноса инфицирующей субстанции – капель аэрозоля, содержащих вирус.

Исследователи провели на базе своей модели многопараметрическое численное моделирование, оценив риск заражения в зависимости от ряда факторов. В их числе количество (средняя плотность) посетителей, соблюдаемая или не соблюдаемая ими социальная дистанция, сценарии поведения, использование масок и геометрия торгового пространства. Выяснилось, что на уровень заражения в первую очередь влияет социальная дистанция, в то время как планировка супермаркета и стратегия совершения покупок не оказали на него существенного влияния.

Ученые также пришли к любопытному выводу, что увеличение плотности покупателей лишь незначительно повышает эффективность продаж. Соответственно, максимальное наполнение магазина посетителями нецелесообразно не только из-за риска заражения, но и с экономической точки зрения.

«Рабочую версию разработанной модели мы сделали публично доступной. Ее можно использовать для оценки влияния различных факторов на риск заражения. Например, можно оптимизировать работу магазина в условиях пандемии за счет регулирования потока покупателей, изменения расположения товарных полок и геометрии торгового пространства. Хотя в рассмотренных нами планировках супермаркета существенного влияния геометрии пространства на распространение инфекции не наблюдалось, такое влияние нельзя исключить в других случаях», – уточнил Алексей Цуканов, один из авторов исследования.

 

Источник информации и фото: Сколтех

Источник: scientificrussia.ru



Добавить комментарий