Ученые обнаружили древнейшие бактерии, питающиеся метаном

Ученые обнаружили окаменелые останки питающихся метаном микробов, которые жили в гидротермальной системе ниже морского дна 3,42 миллиарда лет назад. Образцы являются древнейшим свидетельством этого типа жизни и расширяют границы потенциально обитаемой среды на ранней Земле, а также на других планетах, таких как Марс. О находке сообщается в журнале Science Advances.

«Мы обнаружили исключительно хорошо сохранившиеся окаменелости микробов, которые, по-видимому, процветали вдоль стен полостей, созданных теплой водой из гидротермальных систем и уходящих на несколько метров ниже морского дна. Поверхностные среды обитания, нагретые из-за вулканической активности, вероятно, были местом процветания некоторых из самых ранних микробных экосистем Земли», – рассказывает Барбара Кавалацци, ведущий автор исследования из Болонского университета (Италия).

Ученые обнаружили древнейшие бактерии, питающиеся метаном

Изображение нитчатых микрофоссилий, полученное с помощью оптического микроскопа. Credit: B. Cavalazzi

Образцы микрофоссилий обнаружены в двух тонких слоях породы, собранных в Зеленокаменном поясе Барбертон в Южной Африке. Этот регион содержит одни из самых древних и наиболее хорошо сохранившихся осадочных пород среди всех известных на нашей планете.

Химический анализ бактериальных нитей показал, что они включают большинство основных элементов, необходимых для жизни. Концентрации никеля в органических соединениях являются дополнительным доказательством первичного метаболизма и соответствуют содержанию никеля, выявленному у современных архей, которые живут в бескислородных средах и используют метан для своего метаболизма.

Ученые обнаружили древнейшие бактерии, питающиеся метаном

Обнаженные породы, из которых добыты образцы. Credit: Cavalazzi et al.

«Наша находка позволяет расширить летопись окаменелостей архея до эпохи, когда жизнь впервые появилась на Земле. Кроме этого, поскольку мы находим похожие среды на Марсе, она также имеет значение для астробиологии и шансов найти жизнь за пределами нашей планеты», – заключила Барбара Кавалацци.

Источник: in-space.ru